Следует помнить, что однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются словами одной и той же части речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова.
Не забывайте, что однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.
Это необходимо знать
1. Если соединительный или разделительный союз ОДИН, то запятая не ставится, например: Город тихо пламенел и сверкал разноцветными огнями.
2. Если союз двойной, то есть союз состоит из двух частей, запятая ставится перед ВТОРОЙ частью союза, например: В последнее время я часто слышу похвалы как от родных, так и от знакомых.
3. Если союз повторяющийся, то запятая ставится ПОСЛЕ ПЕРВОГО однородного члена, вне зависимости от того, есть при нем союз или нет, например: Темнота ночи скрывала и берег реки, и дорогу, и деревеньку.
Важно запомнить
* если число однородных членов больше двух, а союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми, например: Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят, и устилают землю золотым ковром.
* запятая не ставится, если два однородных члена с союзом И между ними образуют тесно связанную по смыслу группу, соединенную союзом И с третьим однородным членом, например: Чувствовалось, что он хорошо сложен и крепок и красив старинной русской красотой.
Между частями сложносочиненного предложения, связанными союзом И, запятая ставится, например: Плывут легкие облака, и летят перелетные птицы.
Запятая в ССП перед союзом И не ставится
* если есть общий второстепенный член предложения: Изредка падал с веток снег и подрагивали верхушки сосен.
* Если части сложносочиненного предложения являются вопросительными предложениями, например: Сколько понадобится времени на сборы и когда приедет такси?
Итак, задание №15 содержит следующую формулировку:
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
Предлагаю потренироваться.
1
1) Мне понравился не только сюжет спектакля но и талантливая игра актёров и их энергия.
2)То левой то правой лапой медведь катил в берлогу ворох листьев.
3) Подводить итог сказанному может предложение или целый абзац.
4) Уже пожухли и потемнели травы и цветы.
5) Стоял он возле калитки ни жив ни мертв.
2
1) Сельский староста не то снова опаздывал на собрание не то просто забыл о нем.
2) Везде её встречали весело и дружелюбно и уверяли в любви и вечной преданности.
3) На поляне летали стрекозы и неумолчно трещали кузнечики.
4) Мама приготовила суп и салат и поджарила картофель.
5) Волк каждый год линяет да своего обличия не меняет.
3
1) Из окна дома виден лес и заметен кусочек озера.
2) Ночь вступила в свои права и туман стал бродить по ущельям.
3) Дельфины игриво выпрыгивали из воды и снова скрывались в волнах.
4) В глуши леса не найти ни грибов ни цветов.
5) Все платформы завалены бревнами и пахнут свежей древесиной и лесными цветами.
4
1) Яркое летнее солнце коснулось линии горизонта и всё вокруг внезапно окрасилось в розовые и красные тона.
2) Наталья встала ни свет ни заря и всё равно не успела доделать работу.
3) Не только у славян но и у всех древних народов дуб считался священным деревом.
4) Я бросил читать книжку и побежал на улицу к ребятам.
5) Дедушка забавлял нас рассказами и играл с нами и пел песни.
5
1) Слышно было ровное дыхание спящих да треск горящих в костре сучьев.
2) Капитан с волнением смотрел то на темную воду то на медленно приближающийся берег.
3) В лесу нельзя ни шуметь ни разжигать костров.
4) Герб является отличительным знаком государства или города или рода.
5) На поляне пели птицы и порхали бабочки и журчал ручей.
Желаю успехов!
|