Суббота, 21.06.2025, 00:40
Приветствую Вас Гость | RSS

403 кабинет

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы к урокам

Урок русского языка в V классе

Главные члены предложения. Подлежащее.

Цели урока: 1) Сформировать понятие о грамматической основе предложения, познакомить со способами выражения подлежащего, сформировать умение находить подлежащее в предложении.

2) Развитие логического и творческого мышления, развитие речи обучающихся.

3) Воспитание толерантности, открытости, творческой активности.

Методические приемы: беседа по вопросам, повторение пройденного материала, конструирование предложений, выборочный диктант, самостоятельная работа, словарная работа.

Оборудование: оформленная доска, дидактический материал, учебник.

Ход урока.

* Тема урока записана на доске не полностью.

I. На доске висит плакат, на котором изображен волшебник.

Учитель задает вопросы:

1. Кто изображен на рисунке?

2. Что волшебник держит в руках?

3. С каких слов начинаются вопросы?

4. Какой главный член отвечает на эти вопросы?

Учитель: Итак, мы сегодня на уроке будем говорить о подлежащем.

Сегодня мы попытаемся стать волшебниками, которые пришли в сказочную страну Знаний, чтобы научиться находить грамматическую основу и узнать о способах выражения подлежащего.

(* Дописать тему на доске. Обучающиеся записывают тему в тетрадь).

Кто хочет попробовать себя в роли волшебника?

 

II. Упражнение 

 (1 ученик у доски).

 

Собрать «рассыпанные» предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу.

1. Грамматическую основу предложения составляют подлежащее и сказуемое. (Грамматическую, предложения, и, сказуемое, основу, составляют, подлежащее).

2. Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что? (Подлежащее, на, кто?, или, что?, отвечает, вопросы).

3. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. (Главные, предложения, сказуемое, члены, и, подлежащее).

Учитель: Вопрос классу: «Справился ли … с ролью волшебника?»

* Оценить ответ обучающегося у доски.

Волшебник с большим вниманием смотрит на мир, чтобы не пропустить важное.

III. Выборочный диктант.

* Обучающиеся на местах записывают только грамматическую основу каждого диктуемого учителем предложения.

1. Я смело смотрю в будущее. (Я смотрю.);

2. Со смелым бойцом и победа дружит. (Победа дружит);

3. Дело мастера боится. (Дело боится);

4. Вдали светились тусклые огоньки. (Светились огоньки);

5. Она надеялась на помощь родных. (Она надеялась);

6. Труд человека кормит, а лень портит. (Труд кормит, лень портит).

* Спросить несколько человек.

Учитель: Задать вопрос классу: «Чем выражено подлежащее в этих предложениях?» Оценить работу волшебников (обучающихся).

 

 

IV. Физкультминутка.

Усталость может помешать нам совершить чудо, поэтому давайте отдохнем.

 

V. Упражнение. Работа по вариантам.

Записать предложения, подчеркнуть грамматическую основу, найти «4-е лишнее». Настоящий волшебник способен решать сложные задачи, быть находчивым и сообразительным. Попробуем выполнить не очень легкое задание.

I вариант.

1. Встает заря во мгле холодной.

2. Диск солнца пропал над лесною опушкой.

3. Уж небо осенью дышало.

4. Жить – Родине служить.

 

II вариант.

1. Три медведя к вечеру вернулись домой.

2. Мы проникаем в тайники природы.

3. Кто – то терем прибирал.

4. Он внимательно осматривал каждое растение

 

 

Вопрос классу: «Чем может быть выражено подлежащее?»

Обучающиеся должны перечислить:

1) именем существительным;

2) местоимением;

3) числительным;

4) глаголом в неопределенной форме;

5) сочетанием слов.

* Таблицу повесить на доску. Оценить работу обучающихся.

VI. Самостоятельная творческая работа.

Спишите, восстановив подлежащее и вставив пропущенные буквы. Озаглавьте получившийся текст. Подчеркните грамматическую основу в предложениях.

Однажды произош…л такой ( … ). ( … ) медленно шел по тихому осе…ему лесу и см…трел по ст…ронам. Вдруг ( … ) на сосне зашевелила ветку. ( … ) спрыгнула на землю и смело подбежала ко мне. ( … ), видимо, надеялась на какое – то уг…щение.

* Текст напечатан на листочках, которые есть у каждого обучающегося.

Дети снова пробуют себя в роли волшебников (читают свой текст, объясняют орфограммы, называют грамматические основы). Учитель объясняет, почему нельзя в нескольких предложениях употреблять одно и то же подлежащее, чем его следует заменить.

Дети предлагают свои варианты текста, выбираются наиболее удачные.

VII. Домашнее задание.

Параграф 31, упр. 158 (списать и подчеркнуть грамматическую основу), желающие могут дописать историю о неожиданной лесной встрече.

 

VIII. Итог урока.

Закончить предложение: «После сегодняшнего урока передо мной открылась дверь …».

 

1. О чем мы говорили на уроке?

2. Что такое грамматическая основа?

3. На какие вопросы отвечает подлежащее?

4. Чем может быть выражено подлежащее?

5. В роли кого вы сегодня себя попробовали?

6. Понравилась ли вам эта роль?

7. Совершили ли мы на уроке чудо?

8. Сможем ли мы совершать чудеса в будущем?

Учитель: Впереди нас ждет множество чудес и открытий. Благодарю всех за работу на уроке «волшебства».

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Материалы к урокам | Добавил: дракула (24.03.2015) | Автор: dolga
Просмотров: 1367 | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск