Урок русского языка в 8 классе по теме
«Однородные члены предложения»
Цели урока: 1) обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания при них;
2) развить умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;
3) сформировать у обучающихся представление о личности М.В Ломоносова.
На протяжении урока обучающиеся пишут в рабочих листах, а в конце сдают их учителю.
1. Слово учителя.
Вставьте недостающие знаки препинания в предложение, которое станет эпиграфом к нашему уроку.
«Пройдут века а его имя с почтением будет произноситься уже не десятками а сотнями тысяч миллионами русских людей…» (М.Глинка)
Какие знаки препинания вы поставили и почему? О ком так сказал М.Глинка?
На сегодняшнем уроке мы обобщим изученный материал по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» и вспомним ученого, имя которого известно каждому. Надеюсь, что вы сумеете назвать этого человека, выполнив следующее задание.
2. Орфографическая разминка.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните правописание слов.
Славяно (греко ) латинская академия, ген…альные способности, неизме…ое трудолюбие, непрер…каемый авт…ритет, рассмотреть в м…кроскоп, основатель ун…верситета, талантл…вый соотеч…стве…ик, уд…вительные пр…порции, ещё (не) изученная формула, х…лмогорский п…мор, преод…ление пр…пятствий, зада…ый диаметр, преобр…зователь языка.
Все эти словосочетания с жизнью русского ученого. Догадались, о ком идет речь?
В ноябре 2011 года исполнится 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова, о котором А.С. Пушкин сказал: «Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей». М. Глинка, словно предсказатель, утверждал: «Пройдут века, а его имя с почтением будет произноситься уже не десятками, а сотнями тысяч, миллионами русских людей…»
Известно, что М.В. Ломоносов обогатил русскую научную терминологию. Попробуйте определить, какие слова были введены в активное употребление этим ученым.
а) академия, просвещение, окружность;
б) микроскоп, атмосфера, диаметр;
в) университет, формула, мозаика.
Бесспорно, правильный ответ под буквой Б, но и в первом, и в третьем ответах есть слова, которые вошли в научную терминологию благодаря Ломоносову (окружность, формула). Устно составьте с перечисленными терминами предложение, употребив их в роли однородных членов.
3. Проверка теоретических знаний.
Найдите неверные утверждения.
1. Однородные члены предложения выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.
2. В предложении может быть только один ряд однородных членов.
3. При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные члены.
4. Однородные члены могут быть связаны подчинительными союзами.
5. Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится тире.
6. Запятая не ставится между однородными членами, соединенными одиночным соединительным или разделительным союзом.
( Неверные утверждения № 2, 4, 5.)
4. Работа с предложениями.
Расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
1. Везде в университете при дворе в семейном кругу Ломоносов проявлял поразительную полезную активность.
2. Немецкие ученые не только травили ученого но и принижали значение его открытий.
3. М.В.Ломоносов сделал открытия в области физики химии географии языкознания словом многих отраслей знаний.
Какими правилами вы руководствовались, расставляя знаки препинания?
Какая схема соответствует первому предложению?
1) [О: О, О, О - …].
2) [О – О, О, О -…].
3) [О – О, О, О – О].
В чем особенность постановки знаков препинания в третьем предложении?
5. Допишите правило.
Вставьте недостающие слова, чтобы получилось правило о постановке знаков препинания в предложении с обобщающими словами.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится …, а после них перед остальной частью предложения ставится ….
6. Расставьте знаки препинания в предложении.
Известно, что М.В. Ломоносов посвятил свою жизнь служению российской науке. Вот что он о ней говорил:
«Наука есть ясное познание истины просвещение разума непорочное увеселение жизни похвала юности старости подпора строительница градов полков крепость успеха в несчастии в счастии украшение везде верный и безотлучный спутник».
Расставьте в предложении недостающие знаки препинания. Опираясь на правило, объясните их выбор.
( «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник».)
Русский язык 18 века во многом отличался от современного русского языка. Какие слова в данном предложении можно назвать устаревшими? Какими словами современного русского языка их можно заменить?
( Подпора – опора, градов – городов, безотлучный – постоянный.)
Михаил Васильевич Ломоносов считал, что краткость, точность, выразительность, отсутствие бранных слов и паразитов делают речь красивой. С мнением ученого вряд ли кто поспорит.
7. Юмористическая пауза.
Однажды один вельможа указал Михаилу Ломоносову на дырку в его кафтане, спросив с издёвкой: «Что это у вас, уважаемый академик, ум из кафтана выглядывает?» «Нет, - отвечал Ломоносов, - это глупость туда заглядывает».
8. Самостоятельная работа по тексту.
Восстановите текст, вставив подходящие по смыслу слова. Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения. Озаглавьте получившийся текст.
По-юношески__________________ решение девятнадцатилетнего Ломоносова уйти в Москву стало событием определившим всю ________________ судьбу этого великого человека. Можно _________ утверждать что именно здесь начало его величия. Михаил уходит и от ________________ наследства и от богатых невест и от вполне реальной перспективы стать ___________ человеком в родной деревне. Он ___________ на иную славу мечтает об иной жизни хочет найти ответы на _______________ его вопросы. Страстная жажда знаний властно зовет в большой мир не давая при этом никаких__________________ на успех. В Москву приходит вовсе не ___________ а молодой человек уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины.
Слова для справок: дальнейшую, бесповоротное, надеется, неуч, первым, смело, отцовского, гарантий, волнующие.
( По-юношески бесповоротное решение девятнадцатилетнего Ломоносова уйти в Москву стало событием, определившим всю дальнейшую судьбу этого великого человека. Можно смело утверждать, что именно здесь начало его величия. Михаил уходит и от отцовского наследства, и от богатых невест, и от вполне реальной перспективы стать первым человеком в родной деревне. Он надеется на иную славу, мечтает об иной жизни, хочет найти ответы на волнующие его вопросы. Страстная жажда знаний властно зовет в большой мир, не давая при этом никаких гарантий на успех. В Москву приходит вовсе не неуч, а молодой человек, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины.)
9. Закончите предложение.
На мой взгляд, М.В. Ломоносов обладал следующими качествами:__________________________________________________________
Трудолюбием, целеустремленностью, стремлением к новому, упорством, жаждой знаний, желанием служить России.
Как вы думаете, нужны ли эти качества современному человеку?
М.В. Ломоносов советовал молодым людям:
Всегда исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет.
10. Домашнее задание.
Используя предложения с однородными членами, напишите мини-сочинение о том, какие качества необходимы человеку для успешной самореализации.
Надеюсь, что вам поможет это высказывание М.В.Ломоносова:
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей стране, смелости и энергии родится победа. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины…»
11. Рефлексия.
Я прошу каждого из вас охарактеризовать, оценить свою работу, закончив фразу «Сегодня на уроке…»
- я работал самостоятельно;
- мне помогал учитель и ответы одноклассников;
- я сам старался помочь учителю и одноклассникам.
М.В.Ломоносов - это исследователь, всю жизнь стремившийся познать окружающий мир, жадный до знаний, не боящийся препятствий, целеустремленный. Смею предположить, что он есть в каждом из нас. Я
желаю вам найти в себе частичку ломоносовского стремления к открытию нового и проложить свою дорогу в жизнь, полную неизведанных далей.
Дерзайте, стремитесь к открытиям! Удивляйтесь и удивляйте! Постигайте и достигайте! Одним словом, ломоносовствуйте!
Благодарю всех за работу на уроке!
|