Внимательно прочитайте текст, выполните задания.
Когда следует обижаться?
1) Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. 2) Если не хотят, а повод для обиды — случайность, то зачем же обижаться? 3) Не сердясь, выяснить недоразумение — и все. 4) Ну, а если хотят обидеть? 5) Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? 6) Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.
7) Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие — вычитание, деление и пр. 8) Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. 9) Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. 10) Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, — произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д.
11) Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. 12) До известных пределов, конечно.
13) В общем-то, излишняя обидчивость — признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. 14) Будьте умны.
15) Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают. 16) На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо. 17) Напротив, проявите к такому «забывчивому» человеку особую внимательность — это будет красиво и благородно.
18) Это если «обижают» вас, а как быть, когда вы сами можете обидеть другого? 19) В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. 20) Обидчивость ведь очень мучительная черта характера.
(Д.С.Лихачев)
Задания
1. Из предложения № 20 выпишите все словосочетания, определите тип подчинительной связи.
2. Определите тип подчинительной связи в словосочетании НАМЕРЕННО ОБИЖАЮТ из предложения № 15.
3. Запишите номер простого односоставного определенно-личного предложения.
4. Выпишите грамматические основы из предложения №6.
5. Выпишите номера простых предложений с составным глагольным сказуемым.
6. Укажите номера предложений, в состав которых входит обособленное обстоятельство.
7. Сколько простых предложений входит в состав предложения № 18? 8. Выпишите частицы из предложений № 5, 6.
9. Укажите номер простого предложения, осложненного однородными дополнениями и вводным словом.
10. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в первом абзаце текста.
1) метафора;
2) ряды однородных членов;
3) риторические вопросы;
4) лексический повтор;
5) олицетворение;
6) разговорная лексика;
7) контекстные синонимы.
Напишите сочинение-рассуждение по данному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения - не менее 150 слов.
|