Рабочий лист
учени__________ класса___________________________________________
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.
Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели.
К.Э. Циолковский
Задание № 1
Миф о Дедале и Икаре.
Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.
1) Древнегреческий миф рассказывает нам о трагическом полете Дедала и Икара. 2) Это случилось много веков назад. 3) Оказавшись в плену у царя Миноса Дедал мечтал вернуться на родину. 4) Если у меня нет возможности уйти я должен улететь решил он. 5) Дедал собрал перья больших птиц искусно связал их нитками и скрепил воском.
6) Перед полетом Дедал предупредил своего сына, чтобы он не поднимался слишком высоко. 7) Икар ослушался отца и под жаркими лучами солнца воск скреплявший крылья растаял. 8) Юноша стремительно исчез в глубине моря. 9) Люди запомнили этот первый полёт и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха о просторных небесных дорогах.
Задание № 2
Орфографическая разминка
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните правописание слов.
Иску(с,сс)тве(н,нн)ый спутник, космические и(с,сс)ледования, коло(с,сс)альное значение, ми(л,лл)иарды звезд, с(о,а)стояние нев(е,и)сомости, выведе(н,нн)ый на орбиту а(п,пп)арат, (не)изведа(н,нн)ое пр(о,а)странство, г(и,е)ган(тс,с)кий скач(о,ё)к, отечестве(н,нн)ая косм(а,о)навтика, (огне(н,нн)о)красный Марс, пр(е,и)одоление пр(е,и)пятствий, подли(н,нн)ый патр(е,и)тизм.
Что объединяет эти словосочетания?
Задание № 3
Проверка теоретических знаний
Найдите неверные утверждения:
1. Если слова автора разрывают предложение, то после первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы.
2. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки; перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся.
3. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее тире.
4. Цитаты – это примерные (неточные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.
5. Если цитата вводится в авторскую речь как часть предложения, то она выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы.
Задание № 4
Работа с предложениями
Составьте предложения с прямой речью, пользуясь справочным материалом. Чтобы правильно расставить знаки препинания, вставьте недостающие слова в правило.
Между словами автора и прямой речью ставится _____________, когда прямая речь стоит после слов автора. Если же она стоит перед словами автора, то ставится _____________.
1.Ему принадлежали и синь бескрайнего неба и легкие светлые облака и ширь земли далеко внизу. (Писатель Ю.Нагибин о Ю.А.Гагарине.)
2. Я первый вижу космос с миллиардами звёзд не из корабля не из иллюминатора а через светофильтр скафандра! (Космонавт А.А. Леонов о выходе в открытый космос.)
3. Маленький шаг для человека но гигантский скачок для всего человечества. (Американский астронавт Нил Армстронг о высадке на Луну.)
Задание № 5
Самостоятельная работа по тексту
Перестройте предложения в данном тексте, используя прямую и косвенную речь. Озаглавьте получившийся текст.
Прошло много лет после нашего полёта на корабле «Восход-2». В космосе побывали десятки космонавтов на «Союзах» и «Салютах». Каждый решал свои сложные задачи.
Но выход в открытый космос — одна из сложнейших операций на орбите. Она требует от космонавтов тщательной подготовки, большого мастерства и огромного мужества. Я смотрю на космонавтов по телевидению, слушаю их переговоры и доклады на Землю и каждый раз переживаю свой полёт на корабле «Восход-2» — первый выход человека в открытый космос. Я им завидую и от всего сердца желаю успеха.
Освоение человеком Космоса продолжается…
|