Дрюпина Ольга Галиулловна, учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана «СОШ №10»
Писать всегда трудно, и чем труднее,
тем лучше выходит.
Л.Н.Толстой
В 2014-2015 учебном году итоговое сочинение вернулось в список обязательных экзаменов, став серьезным испытанием для выпускников 11 классов. В последние годы многие учителя сосредоточили свои усилия на планомерной подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, мало времени уделяя традиционному школьному сочинению. ЕГЭ создал мощный шаблон. Писатель Александр Проханов считает: «ЕГЭ воспитывает не думающего человека. Сочинение воспитывает человека духовно богатого».
На уроках русского языка и литературы начиная с младших классов ведется работа по обучению написанию сочинений разных жанров. Практика показывает, что при этом даже старшеклассники сталкиваются с определенными трудностями:
неточное понимание темы;
расширение или сужение темы;
неумение определить круг проблем, необходимых для раскрытия темы;
неумение подчинить композицию сочинения последовательному раскрытию содержания;
ошибки в выборе литературного материала, необходимого для раскрытия темы.
Сегодня одна из важнейших задач учителя - качественная подготовка школьников к успешному написанию итогового сочинения.
Метапредметное итоговое сочинение носит литературоцентричный характер, следовательно, в рамках выбранной темы выпускникам необходимо сформулировать свою позицию и аргументировать её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору. Это непростая задача, так как современные школьники мало читают. Следует отметить, что развитие читательской компетентности – умения использовать тексты разных стилей для работы над сочинением – это первоочередная задача.
Для успешного написания сочинения необходимо развивать следующие умения:
рассуждать на предложенную тему, выбирать путь ее раскрытия;
использовать литературный материал для построения письменного высказывания и для аргументации своей позиции;
моделировать на основе накопленного материала сочинения на разные темы;
точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции;
оценивать и совершенствовать результаты собственной речевой деятельности.
Мною определены приоритетные направления работы, виды и формы заданий, используемые на практике. Приведу некоторые примеры.
Выбор темы и определение ее границ – это самый первый шаг на пути к созданию самостоятельного письменного высказывания.
Задание
Прочитайте предложенные темы сочинений, найдите ключевые слова.
Сформулируйте проблемный вопрос, заключенный в формулировках тем.
Образец:
«Поэт в России больше, чем поэт». (Е.А.Евтушенко) – В чем заключается назначение поэта и поэзии?
- «Защита Родины есть и защита своего достоинства». (Н. К. Рерих)
- «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». (А.С.Пушкин)
- «Природа… будит в нас потребность любви». (И.С.Тургенев)
- «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». (В.А.Сухомлинский)
- «Жизнь человека только тогда разумна, когда она понимается как служение». ( Л. Н.Толстой)
Для моделирования оригинального сочинения, лишенного шаблонности, речевых штампов, необходимо иметь представление о видах вступления и заключения. Именно поэтому учащимся дается теоретическая информация, проиллюстрированная примерами из творческих работ, а затем предлагается написать разные вступления по какой-то определенной теме. Например:
Аналитическое вступление содержит анализ центрального понятия, ключевого слова, входящего в формулировку темы.
Тема сочинения «Какие испытания несет человеку война?»
«Худой мир лучше доброй ссоры» - эта народная мудрость известна, пожалуй, всем. Что такое война? Война – самое страшное, что может произойти в жизни людей. Это страдания, боль, кровь, слезы. Война проверяет людей на прочность. Если человек ломается,
то он становится способным на подлость и предательство. Если он борется с обстоятельствами, то становится героем. И таких людей много.
Биографическое вступление предполагает обращение к фактам из биографии поэта или писателя, помогающим раскрыть его взгляды и убеждения.
Тема сочинения «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…» (По произведениям М.Ю.Лермонтова)
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году, а погиб в 1841 году. Он, как и его сверстники, не был свидетелем военных событий 1812 года и участником восстания на Сенатской площади. Несмотря на это, М.Ю.Лермонтов…
Напишите разные вступления к сочинению на одну из предложенных тем.
- «Отцы» и «дети» в романе И.С.Тургенева.
- «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г.Белинский)
- Что делает человека подлинно счастливым? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
Умение структурировать материал, опираясь на написанный план, помогает выдержать определенную направленность сочинения. Учащимся предлагается таблица, в которой перечислены виды плана и приведены конкретные примеры.
Виды
|
Пример
|
Назывной план
|
Причины конфликта между людьми разных поколений.
|
Вопросный план
|
Почему «отцы» и «дети» не всегда понимают друг друга?
|
Тезисный план
|
Споры между «отцами» и «детьми» возникают по разным причинам.
|
Задание
Составьте план сочинения по одной из предложенных тем.
- «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский»)
- «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом...» (В.Г.Белинский)
- «Любовь к родителям – основа всех добродетелей». (Цицерон)
Коммуникативное умение отбирать языковые средства для раскрытия темы, подбирать аргументы, формулировать выводы развивается при выполнении таких заданий:
Используя опорные материалы (подсказки), напишите сочинение на тему «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих...» (Ф. М. Достоевский).
Что такое любовь? Это одно из самых загадочных чувств, свойственных человеку. Кого-то она окрыляет, делает счастливым, а кому-то приносит боль и разочарование. Несмотря на это, каждый человек мечтает испытать это чувство, надеясь на то, что оно сделает его счастливым. Пожалуй, среди художников слова (поэтов и писателей) нет тех, кто не обращался бы к вечной теме любви, и каждый из них описывал это чувство по-своему. Например, … в своём произведении…
Таким образом, …
Над вечной тайной любви размышляет и … в произведении…
Как мы видим,…
Итак, настоящая любовь … человека, очищает и возвышает его. Значит ли это, что она обладает чудодейственной силой воздействия? Да, любовь «перерождает нас самих», меняет. Способность … собой ради любви — это данный свыше удивительный дар, вызывающий неподдельное восхищение.
Уместное и умелое использование изобразительно-выразительных средств языка обогащает и украшает как устную, так и письменную речь. Многие учащиеся с осторожностью относятся к тропам и стилистическим фигурам, боясь ошибиться. Существуют различные речетворческие упражнения, формирующие умение использовать средства создания выразительности. Например:
- Измените предложение так, чтобы в нем был использован перифраз.
А.С.Пушкин испытывал особое отношение к Санкт-Петербургу.
2. Перестройте предложение так, чтобы в нем была антитеза.
Иной раз любовь приносит человеку страдание.
3. Измените предложение так, чтобы в нем была метафора.
Данко жертвует собственной жизнью ради спасения других людей.
Президент Русского общественного фонда имени А.И.Солженицына Н.Солженицына справедливо полагает: «У всех, кто живет в России, есть бесценные сокровища, которые нам оставили в наследство. Это русская литература». Воспитание ценностного отношения к литературе, развитие устойчивого интереса к чтению – одна из приоритетных задач учителя. Именно поэтому расширяю список обязательной для прочтения литературы, включая в него не только программные произведения. Среди них небольшие по объему, но глубокие по содержанию рассказы А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.П.Платонова, А.Алексина, А.Грина и т.д. Освоение не только фактуальной, но и концептуальной информации помогает учащимся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, присваивать их.
Итоговое сочинение в 11 классе – нововведение, продиктованное временем. Умение самостоятельно моделировать устное и письменное высказывание (в том числе и сочинение) поможет будущему выпускнику осуществлять речевой самоконтроль, генерировать идеи, общаться с людьми, вести конструктивный диалог.
Список литературы
- Александров В.Н., Александрова О.И. Сочинение по литературе. – Березники. ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2014.
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2004.
- Мальцева Л.И. Итоговое сочинение. Трудно? Легко! – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2015.
- Нарушевич А. Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе: учебно-методическое пособие / А. Г. Нарушевич, И. С. Нарушевич; под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2014.
- Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. – Вып.3: Русский язык и литература/ Научный редактор И.В.Мовнар. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005.
- Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху: учебно-методическое пособие/Т.И.Павлова, Н.А.Раннева. – Ростов н/Д: Легион, 2011.
- Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2015.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт.
|