Подробный алгоритм работы над итоговым сочинением
1. Выбор и обдумывание темы сочинения.
Многие могут возразить: «Что сложного в том, чтобы выбрать тему?» И будут не совсем правы, так как верный выбор - обязательное условие успешного написания сочинения. Понимание темы связано с умением обозначить проблему будущего высказывания, то есть выделить главный вопрос, ответом на который станет само сочинение. Например:
«Без любви жить человеку невозможно: затем ему и душа дана, чтобы он мог любить» (М. Горький) – Зачем человеку нужна душа? Почему жизнь без любви невозможна?
2. Поиск ключевых слов в теме сочинения.
Как бы ни была сформулирована тема, в ней обязательно есть ключевые (важные) слова-ориентиры. При написании сочинения следует помнить о них, чтобы не уйти от темы.
К примеру, «У каждого из нас есть только одно истинное призвание - найти путь к самому себе». (Г. Гессе) Данная формулировка темы содержит ключевые слова ПРИЗВАНИЕ, ПУТЬ, К СЕБЕ.
3. Определение главной мысли сочинения.
Обязательное условие успешного написания сочинения – формулирование самой важной, значимой мысли, которая непременно должна быть в тексте работы.
Например, «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»: дом, семья делают человека счастливым, дарят радость, гармонию с миром и собой.
4. Подбор литературного материала.
Метапредметное итоговое сочинение носит литературоцентричный характер, поэтому без примеров из художественных произведений не обойтись. Некоторые школьники бросаются в крайность: называют много произведений, но не опираются на них в своих рассуждениях. Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Лучше всего взять 1-2 примера, иллюстрирующие ваши рассуждения.
5. Составление плана.
Далеко не все любят составлять план, и все же он может быть весьма полезен, поскольку позволяет еще до написания работы выстроить ход мыслей. Опора на план поможет не сбиться с намеченного пути, то есть не отойти от темы. Любое сочинение содержит следующие структурные элементы: вступление, основную часть и заключение.
Вступление: определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут доказываться в главной части сочинения.
Основная часть: ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении. Должен быть тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы к нему (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы.
Заключение: лаконичный и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить).
6. Написание текста сочинения на черновике.
Необходимо постоянно сверяться с темой сочинения, не отступая от нее во всех структурных элементах работы: вступлении, основной части и заключении. Вовсе не лишним будет задавать себе вопрос, о том ли я пишу, чтобы не отклониться от темы и рассмотреть ее в нужном ракурсе. Вот где пригодится заранее составленный план. Нужно обязательно проверить, есть ли логические переходы–мостики, связывающие фрагменты сочинения, соотносятся ли между собой вступление и заключение.
Следует помнить, что в главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении. Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по тем проблемам (вопросам), которые обозначены во вступлении.
7. Редактирование, переписывание и проверка.
Вряд ли кто-то станет говорить, что это необязательный этап работы над сочинением. К сожалению, человеку свойственно ошибаться, поэтому следует быть предельно внимательным при проверке написанной работы. Необходимо убрать неоправданные повторы слов, обратить внимание на правильность указания имен, фамилий, названий, инициалов, чтобы не допустить фактических ошибок. Не используйте большие синтаксические конструкции, чтобы избежать пунктуационных ошибок. Помните, что каждая ошибка в постановке знаков препинания считается отдельно.
Кстати, можно использовать прием проверки наоборот: читать написанное сочинение с конца к началу. Некоторые школьники применяют такой способ проверки и уверяют, что он помогает увидеть те ошибки, которые оказываются незамеченными при обычном чтении.
Желаю успехов!
|