Как начать сочинение?
По мнению многих школьников, самое сложное – написать вступление, начать сочинение. Существует несколько видов вступлений, знание которых поможет смело и уверенно написать любую творческую работу.
Виды вступлений
1. Историческое вступление непосредственно связано с характеристикой соответствующей эпохи, анализом ее социально-экономических, политических, нравственных и культурных сторон. То есть для написания такого вступления необходимо обладать твердыми знаниями в области истории, чтобы не допустить ошибок в изложении фактического материала.
Разберем конкретный пример:
Тема сочинения «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К. Рерих)
Великая Отечественная война – особое историческое событие для нашей страны. С июня 1941года по май 1945 года шла героическая борьба советского народа с немецкими захватчиками, пытавшимися стать полновластными хозяевами чужой территории…
2. Биографическое вступление предполагает обращение к фактам из биографии поэта или писателя, помогающим раскрыть его взгляды и убеждения. Оттолкнувшись от определенных биографических сведений, можно написать правильное вступление.
Рассмотрим это на конкретном примере:
Тема сочинения «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…» (По произведениям М.Ю.Лермонтова)
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году, а погиб в 1841 году. Он, как и его сверстники, не был свидетелем военных событий 1812 года и участником восстания декабристов на Сенатской площади. Несмотря на это, поэт…
3. Аналитическое вступление включает анализ центрального понятия, ключевого слова, входящего в формулировку темы. Чтобы не ошибиться в выборе ключевого понятия, необходимо внимательно прочитать формулировку темы.
Вот конкретный пример:
Тема сочинения «Какие испытания несет человеку война?»
«Худой мир лучше доброй ссоры» - эта народная мудрость известна, пожалуй, всем. Что такое война? Война – самое страшное, что может произойти в жизни людей. Это страдания, боль, кровь, слезы. Это чудовищное испытание, проверяющее людей на прочность. Если человек ломается, то он оказывается способным на подлость и предательство.
Если он борется с обстоятельствами, то становится героем. И таких людей много.
4. Вступление-вопрос содержит несколько вопросительных предложений, помогающих зафиксировать внимание на ключевых понятиях текста, ввести в курс темы и заинтересовать того, кто читает сочинение. Умение задавить уместные вопросы – это целое искусство, овладев которым можно написать яркое вступление.
Рассмотрим конкретный пример:
Тема сочинения «Возможно ли полное взаимопонимание между людьми?»
Что такое взаимопонимание? Возможно ли полное взаимопонимание между людьми? Надо ли к нему стремиться? В этом ли счастье? Можно ли считать взаимопониманием гармонию в отношениях? Существуют ли готовые рецепты, помогающие изменить людей, сделать их более терпимыми друг к другу? К сожалению, однозначных ответов на эти вопросы нет…
5. Лирическое вступление включает эмоциональное восприятие, содержит описание мыслей и чувств, возникших после прочтения произведения, выбранного для раскрытия темы сочинения. Такое вступление под силу далеко не каждому школьнику, и любая фальшивая нотка будет замечена экспертом. Тем же, кто умеет писать эмоционально, без наигранности, можно смело рекомендовать писать такое начало.
Вот конкретный пример:
Тема сочинения «Почему природа – вечный источник вдохновения для писателей?»
«Чудная картина» А.А.Фета. В этой классической миниатюре всего восемь строчек, но сколько бликов, оттенков и полутонов! Таинственная полная луна и бледный свет высокого зимнего неба завораживают душу. Я словно погружаюсь в величественную тишину мироздания, и сердце сжимается в груди от неподдельного восхищения поэтическим талантом.
Помните самое главное: любое вступление должно быть ярким, чтобы подготовить читателя (читай: учителя, эксперта) к восприятию написанного сочинения. Желаю успехов!
|