Еще раз об итоговом сочинении, или
Как избежать некоторых ошибок

1. Будьте предельно внимательными при выборе темы и подборе литературного материала для ее раскрытия. Не пишите о произведении, которое не прочитали. Конечно, найдутся самонадеянные старшеклассники, убежденные в том, что для успешного написания сочинения достаточно знать имена главных героев и некоторые события. Велика вероятность того, что, увлекшись собственными рассуждениями, вы исказите факты и сделаете немало ошибок. Вот некоторые печальные примеры:
· Граф Раскольников любит свою семью, доверительно относится к детям.
· После возвращения Мастера из психиатрической клиники Маргарита вылечивает его от безумия и дарит вечный покой.
· Наташа Ростова изменяет Андрею с Пьером Безуховым.
2. Не называйте жанр произведения, если не уверены в том, что знаете его. Беспроигрышный вариант – назвать «Преступление и наказание», «Войну и мир», «Горе от ума», «Гранатовый браслет» произведением. Будет ошибкой, если вы напишете:
· В романе «Вишневый сад» изображается жизнь…
· В рассказе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»…
· Пьеса «Мастер и Маргарита» затрагивает…
3. Не указывайте имени и отчества автора, если сомневаетесь. Ограничьтесь написанием инициалов. Так вы сумеете избежать нелепых ошибок:
· Михаил Александрович Булгаков;
· Алексей Макарович Горький;
· Анатолий Павлович Чехов;
· Иван Андреевич Бунин;
· Максим Александрович Шолохов.
4. Внимательно проверьте каждую написанную фразу. Вы уверены, что так говорят образованные люди? Не потерялись ли в речевом потоке те важные, значимые мысли, которые вы хотели донести до читателя? Вот лишь некоторые примеры предложений, смысл которых не так легко понять:
· Маргарита ради Мастера продает душу дьяволу, и они навсегда остаются вместе. (С Мастером или дьяволом?)
· Каким бы ни был дом, лишь от человека зависит, как он встанет на путь судьбы. (Дом или человек?)
· Наша героиня по отношению к своему мужу тускнеет. (Бледнеет, охладевает?)
· Сила воли Мастера была менее сильной. (Или более слабой?)
· Раневская с детьми и братом осталась без крова над головой. (Или без крыши?)
5. При написании итогового сочинения разрешено пользоваться орфографическим словарем. К сожалению, далеко не все выпускники используют эту возможность, говоря, что в словаре не все нужные слова. А разве нельзя заменить слово, в правописании которого вы не уверены, синонимом? Можно и даже нужно. Это позволит избежать орфографических ошибок. Даже анекдот есть об этом.
Во время экзамена профессор спрашивает студента:
— Что такое синоним?
— Синоним — это слово, которое мы пишем вместо того, правописание которого не знаем.
Желаю успехов!
|