Внимательно прочитайте текст, выполните задания.
Большое в малом
1) В материальном мире большое не уместишь в малом. 2) В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.
3) Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем — в самом, казалось бы, незначительном. 4) Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. 5) Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.
6) Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. 7) Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». 8) Главное действующее лицо этого произведения — Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. 9) Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. 10) Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. 11) Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.
12) Общее правило: блюсти большое в малом — нужно, в частности, и в науке. 13) Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. 14) Если же стремиться в науке к «мелким» целям — к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то ученый неизбежно терпит крах. 15) Может быть, не сразу, но в конечном счете! 16) Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым.
17) Соблюдать большое надо во всем решительно. 18) Тогда все легко и просто.
(Д.С.Лихачев)
Задания
1. Выпишите все словосочетания из предложения №10, определите тип подчинительной связи в каждом из них.
2. Выпишите из предложения №5 все словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
3. Запишите номера простых предложений.
4. Запишите номер сложносочиненного предложения.
5. Запишите номер бессоюзного сложного предложения.
6. Запишите номер простого односоставного определенно- личного предложения.
7. Укажите номера предложений, в состав которых входят вводные слова.
8. Сколько простых предложений входит в состав предложения № 16?
9. Запишите номера простых предложений, осложненных однородными сказуемыми.
10. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в третьем абзаце текста.
1) метафора;
2) ряды однородных членов;
3) сравнение;
4) лексический повтор;
5) риторическое восклицание;
6) разговорная лексика;
7) антонимы.
Напишите сочинение-рассуждение по данному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения - не менее 150 слов.
|