Понедельник, 26.06.2017, 09:57
Приветствую Вас Гость | RSS

403 кабинет

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям на заметку

Как распознать, является ли ваш ребенок жертвой насилия со стороны сверстников

Как распознать, является ли ваш ребенок жертвой

насилия со стороны сверстников

 

Буллинг - таким новым термином окрестили старое, можно сказать, вековое явление: детская жестокость. К сожалению, в новом веке это явление приобрело особую актуальность. Проблема насилия в детских коллективах серьезно тревожит педагогов различных стран мира.

Травля детей сверстниками – одна из наиболее распространенных проблем в школах и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в школе, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.

Буллинг – травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному субъекту, включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении. Норвежский исследователь буллинга Дэн Олвеус определяет буллинг как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении времени и неоднократно сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей в контексте «диспропорциональных «властных» отношений».

Буллинг представляет собой длительное психическое или физическое насилие со стороны индивида или группы, который не может защитить себя в данной ситуации (Ролланд).

Буллинг– систематическое злоупотребление властью (силой) со стороны человека или группы людей для подавления, унижения, оскорбления (Ригби, Росс, Смит).

Большая часть исследований сходятся на том, что от 15 до 25 % всех детей участвовали в травлях либо как пострадавшие, либо как нападающие. От 8 до 20 % в зависимости от исследований испытывали травлю несколько раз в неделю, от 24 до 44% - хотя бы однажды за последний год. От 9 до 25 % сами участвовали в травле детей многократно или однократно.

Буллинг может быть прямым или скрытым. Скрытый буллинг (игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов и т.п.) более характерен для девочек.

Буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое насилие.

Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. Виды эмоционального насилия:

• насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

• отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не

приглашают на дни рождения и т. д.).

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы.

В целом, выделяют следующие роли в процессе школьной травли:

* лидирующий нападающий (ребенок-агрессор)

* дети, участвующие в травле (присоединяющиеся к лидеру)

* ребенок-жертва

* свидетели, подкрепляющие травлю: дети, которые занимают сторону нападающих, смеются, выражают поддержку нападающим/подбадривают их, просто собираются вокруг и смотрят

* свидетели-аутсайдеры: дети, которые избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону

* защитники: дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуя нападающим и предпринимая что-то для прекращения издевательств, либо успокаивая, поддерживая жертву.

Несмотря на то, что среди детей распространено негативное отношение к травле, меньшая часть детей младшего и младшего подросткового возраста проявляет это отношение со сверстниками и занимают позицию защитников, около 35%-40% детей относятся к нападающим или поддерживающим травлю, около 25-30% -к свидетелям-аутсайдерам.

АГРЕССОР (ребенок или группа лиц, которые осуществляют травлю)

Особенности личности: потребность подчинять, лидерство, импульсивность.

Особенности поведения: демонстративное. Девиантное поведение (отклоняющееся от принятых социальных и правовых норм). Бесцельное времяпрепровождение. Вандализм.

Физический статус: физически сильнее других.

Особенности воспитания: авторитарный, жесткий стиль воспитания. Развод родителей, появление второго ребёнка в семье. Завышенные требования к ребенку. Отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи. Насилие в семье.

Дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть не получившие в грудном возрасте достаточной любви, заботы, с несформированной привязанностью к родителям – приютские дети и «социальные сироты»),

Большая склонность к насилию обнаруживается у детей из следующих семей:

Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к сверстникам. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.

Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают

сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».

Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями.В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение. Сама по себе атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации – приказному, рявкающему и повышенному тону, – оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны детей, он не будет видеть ничего особенного.

Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей разная генетическая основа переносимости стресса. У детей с низкой устойчивостью к стрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям.

Особенности детей-жертв

Как уже отмечалось, практически любой ребенок или подросток может стать жертвой травли. Например, ребенок, который по каким-то причинам поменял школу или класс в середине года. Ребенок, который сильно отличается по любым признакам от других детей.Однако некоторые особенности детей увеличивают риск того, что ребенок может подвергаться травле. Выделяют факторы риска (общие характеристики) возможных жертв буллинга:

1. Дети с более высоким уровнем тревожности, чем в среднем в группе. Им часто не хватает уверенности, жизнерадостности, она нередко кажутся грустными.

2. Низкая самооценка и негативное представление о себе. Они могут создавать впечатление, что не сумеют оказать активное сопротивление, когда на них нападают сверстники; не умеют адекватно реагировать на агрессию, становятся «легкими» объектами нападок и травли.

3. Отсутствие друзей в группе и трудности в выстраивании и поддержании близких отношений со сверстниками препятствуют формированию защищающих отношений в классе, поддерживают представление ребенка о себе как закономерном объекте травли.

4. Для мальчиков в определенном возрасте становится важной физическая сила. Ребенок, подвергающийся травле, часто физически слабее своих сверстников, что наряду с его особенностями реагирования снижает возможности ребенка противостоять нападкам со стороны сверстников.

5. Особенности внешности. Полнота, отчетливые недостатки внешности, непривлекательность, плохая одежда и другие внешние признаки, к которым легко придраться, начать дразнить ребенка, особенно не умеющего постоять за себя.

6. Особенности поведения. Дети, которые плохо учатся, чрезмерно подвижные и невнимательные, вспыльчивые (не умеющие управлять своей агрессией), не умеющие держать дистанцию, с нелепыми проявлениями, раздражающими окружающих и т.п.

7. Объектами травли могут стать дети, принадлежащие к этническому, национальному или религиозному меньшинству.

8. Повышенная тревожность по отношению к своему телу («телесная тревожность»): может бояться боли, плохо справляться с физическими играми, спортивными занятиями, любым физическим противостоянием, либо обладать плохой координацией (касается преимущественно мальчиков).

9. Жертвой буллинга легко может стать чувствительный, тихий, замкнутый, пассивный, послушный, застенчивый ребенок, который легко и часто плачет, а также избегает прямой конфронтации в общении, испытывает трудности с самоутверждением в группе сверстников.

Выявление и диагностика

В школе

Первичные признаки:

* Ребенок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему, требуют выполнения пожеланий других сверстников, командуют им.

* Ребенка часто высмеивают в недоброжелательной и обидной манере.

* Ребенка часто задирают, толкают, пинают, бьют, а он не может себя адекватно защитить.

* Ребенок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом плачет).

* Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их, рвут, портят.

* У ребенка есть следы: синяки, порезы, царапины или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п.)

Вторичные признаки:

* Ребенок часто проводит время в одиночестве, и исключен из компании сверстников во время перемен, обеда. У него, по наблюдениям, нет ни

одного друга в классе.

* В командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде

* Ребенок старается держаться рядом с учителем или другим взрослым во время школьных перемен.

* Избегает говорить вслух (отвечать) во время уроков и производит впечатление тревожного и неуверенного в себе.

* Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет.

* У ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость.

* Не дают списать, не подсказывают, не спрашивают тему урока, домашнее задание.

Дома

Первичные признаки:

* Возвращается домой из школы с порванной одеждой, с порванными учебниками или тетрадями

* У ребенка есть следы -синяки, порезы, царапины или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п.).

Вторичные признаки:

* Никогда не приводит домой (после школы) одноклассников или других сверстников или очень редко проводит время в гостях у одноклассников или в местах, где они играют/проводят время

* Нет ни одного друга, с которым можно провести время (играть, сходить в кино или на концерт, погулять или заняться спортом, поговорить по телефону и т.п.)

* Ребенка никогда не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник (потому что считает, что никто не захочет прийти)

* Бояться или не хотят идти в школу, по утрам перед школой плохой аппетит, частые головные боли, боли в желудке, расстройство

* Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы

* Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет

* Потерял интерес к школьным предметам/занятиям, ухудшилась успеваемость

* Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, вспышки

* Требует или крадет деньги у родителей (чтобы выполнить требования «агрессоров»)

Наличие агрессивных (часто дерущихся, постоянно задевающих и оскорбляющих других детей, импульсивных) детей должно настораживать взрослых в отношении возможности существования буллинга.

Последствия травли для детей-жертв и для детских коллективов

Буллинг наносит существенный вред всем, кто в него вовлечен. Пострадавшие дети не только страдают от физической агрессии, но и получают психологическую травму, которая влияет на самооценку ребенка и может оказывать длительное воздействие на социальную адаптацию ребенка. Снижение успеваемости, отказ посещать школу, самоповреждающее поведение - наиболее частые последствия буллинга.

Дети-агрессоры чаще других детей попадают в криминальные истории, формируют искажённое представление о разрешении конфликтов и социальном взаимодействии.

Дети, непосредственно не участвующие в травле, переживают много негативных эмоций: страх быть на месте жертвы, бессилие, негативное отношение к школе.

Актуальные последствия:

* Аффективные нарушения: снижение настроения, депрессивность, высокий уровень тревоги, многочисленные страхи, злость (большое количество негативных эмоций).

* Соматические нарушения: нарушения сна, аппетита головные боли, боли в животе, нарушения работы ж.к.т., неожиданные повышения температуры и т.д

* Когнитивные нарушения: неустойчивость внимания, трудности сосредоточения, нарушения концентрации памяти и т.п.

* Нарушение школьной адаптации: мотивации к учебе, пропуски школы, уроков, снижение успеваемости.

* Поведенческие нарушения: агрессивность, уходы из дома, протестное поведение и т.п.

* Суицидные мысли и попытки.

К другим наиболее часто общим последствиям буллинга относятся снижение самооценки, нарушение доверия к окружающему миру, склонность к виктимности.

Для учителей самыми частыми последствиями буллинга являются большее количество негативных эмоций в общении с детьми, проблемы с дисциплиной в классе, снижение статуса среди учеников, чувство собственной несостоятельности и бессилия, риск административных взысканий, когда ситуация выходит из-под контроля и травля приводит к физическим повреждениям, суицидальному поведению, конфликтам с родителями.

Недоброжелательная обстановка, разобщенность между детьми, снижение мотивации к учебе, недоверие к взрослым – это основные последствия травли для детского коллектива.

Переживание буллинга в детском и подростковом возрасте чрезвычайно травматично и кроме актуальных последствий оказывает значительное влияние на дальнейшую жизнь человека. Прежде всего это влияет на формирование самооценки ребенка, его коммуникативные возможности, мотивацию к развитию и достижениям.

Рылеева А.С., кандидат педагогических наук

Категория: Родителям на заметку | Добавил: дракула (08.04.2016) | Автор: dolga
Просмотров: 1405 | Рейтинг: 5.0/13
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск