Воскресенье, 26.03.2017, 10:15
Приветствую Вас Гость | RSS

403 кабинет

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Из опыта работы по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе

Дрюпина Ольга Галиулловна, учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Кургана «СОШ №10»

 

Писать всегда трудно, и чем труднее,

тем лучше выходит.

Л.Н.Толстой

 

В 2014-2015 учебном году итоговое сочинение вернулось в список обязательных экзаменов, став серьезным испытанием для выпускников 11 классов. В последние годы многие учителя сосредоточили свои усилия на планомерной подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, мало времени уделяя традиционному школьному сочинению. ЕГЭ создал мощный шаблон. Писатель Александр Проханов считает: «ЕГЭ воспитывает не думающего человека. Сочинение воспитывает человека духовно богатого».

 

На уроках русского языка и литературы начиная с младших классов ведется работа по обучению написанию сочинений разных жанров. Практика показывает, что при этом даже старшеклассники сталкиваются с определенными трудностями:

неточное понимание темы;

расширение или сужение темы;

неумение определить круг проблем, необходимых для раскрытия темы;

неумение подчинить композицию сочинения последовательному раскрытию содержания;

 

ошибки в выборе литературного материала, необходимого для раскрытия темы.

Сегодня одна из важнейших задач учителя - качественная подготовка школьников к успешному написанию итогового сочинения.

Метапредметное итоговое сочинение носит литературоцентричный характер, следовательно, в рамках выбранной темы выпускникам необходимо сформулировать свою позицию и аргументировать её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору. Это непростая задача, так как современные школьники мало читают. Следует отметить, что развитие читательской компетентности – умения использовать тексты разных стилей для работы над сочинением – это первоочередная задача.

 

Для успешного написания сочинения необходимо развивать следующие умения:

рассуждать на предложенную тему, выбирать путь ее раскрытия;

использовать литературный материал для построения письменного высказывания и для аргументации своей позиции;

моделировать на основе накопленного материала сочинения на разные темы;

точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции;

оценивать и совершенствовать результаты собственной речевой деятельности.

Мною определены приоритетные направления работы, виды и формы заданий, используемые на практике. Приведу некоторые примеры.

Выбор темы и определение ее границ – это самый первый шаг на пути к созданию самостоятельного письменного высказывания.

 

Задание

Прочитайте предложенные темы сочинений, найдите ключевые слова.

Сформулируйте проблемный вопрос, заключенный в формулировках тем.

Образец:

 

«Поэт в России больше, чем поэт». (Е.А.Евтушенко) – В чем заключается назначение поэта и поэзии?

  1. «Защита Родины есть и защита своего достоинства». (Н. К. Рерих)
  2. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». (А.С.Пушкин)
  3. «Природа… будит в нас потребность любви». (И.С.Тургенев)
  4. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». (В.А.Сухомлинский)
  5. «Жизнь человека только тогда разумна, когда она понимается как служение». ( Л. Н.Толстой)

Для моделирования оригинального сочинения, лишенного шаблонности, речевых штампов, необходимо иметь представление о видах вступления и заключения. Именно поэтому учащимся дается теоретическая информация, проиллюстрированная примерами из творческих работ, а затем предлагается написать разные вступления по какой-то определенной теме. Например:

 

Аналитическое вступление содержит анализ центрального понятия, ключевого слова, входящего в формулировку темы.

Тема сочинения «Какие испытания несет человеку война?»

«Худой мир лучше доброй ссоры» - эта народная мудрость известна, пожалуй, всем. Что такое война? Война – самое страшное, что может произойти в жизни людей. Это страдания, боль, кровь, слезы. Война проверяет людей на прочность. Если человек ломается,

 

то он становится способным на подлость и предательство. Если он борется с обстоятельствами, то становится героем. И таких людей много.

Биографическое вступление предполагает обращение к фактам из биографии поэта или писателя, помогающим раскрыть его взгляды и убеждения.

Тема сочинения «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…» (По произведениям М.Ю.Лермонтова)

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году, а погиб в 1841 году. Он, как и его сверстники, не был свидетелем военных событий 1812 года и участником восстания на Сенатской площади. Несмотря на это, М.Ю.Лермонтов…

 

Напишите  разные вступления к сочинению на одну из предложенных тем.

  1. «Отцы» и «дети» в романе И.С.Тургенева.
  2. «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г.Белинский)
  3. Что делает человека подлинно счастливым? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

Умение структурировать материал, опираясь на написанный план, помогает выдержать определенную направленность сочинения. Учащимся предлагается таблица, в которой перечислены виды плана и приведены конкретные примеры.

 

Виды

Пример

Назывной план

Причины конфликта между людьми разных поколений.

Вопросный план

Почему «отцы» и «дети» не всегда понимают друг друга?

Тезисный план

Споры между «отцами» и «детьми» возникают по разным причинам.

 

 

Задание

Составьте план сочинения по одной из предложенных тем.

  1. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский»)
  2. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом...» (В.Г.Белинский)
  3. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей». (Цицерон)

Коммуникативное умение отбирать языковые средства для раскрытия темы, подбирать аргументы, формулировать выводы развивается при выполнении таких заданий:

 

Используя опорные материалы (подсказки), напишите сочинение на тему «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих...» (Ф. М. Достоевский).

Что такое любовь? Это одно из самых загадочных чувств, свойственных человеку. Кого-то она окрыляет, делает счастливым, а кому-то приносит боль и разочарование. Несмотря на это, каждый человек мечтает испытать это чувство, надеясь на то, что оно сделает его счастливым. Пожалуй, среди художников слова  (поэтов и писателей) нет тех, кто не обращался бы к вечной теме любви, и каждый из них описывал это чувство по-своему. Например, … в своём произведении…

Таким образом, …

Над вечной тайной любви размышляет и … в произведении…

Как мы видим,…

Итак, настоящая любовь … человека, очищает и возвышает его. Значит ли это, что она обладает чудодейственной силой воздействия? Да, любовь «перерождает нас самих», меняет. Способность … собой ради любви — это данный свыше удивительный дар, вызывающий неподдельное восхищение.  

 

Уместное и умелое использование изобразительно-выразительных средств языка обогащает и украшает как устную, так и письменную речь. Многие учащиеся с осторожностью относятся к тропам и стилистическим фигурам, боясь ошибиться. Существуют различные речетворческие упражнения, формирующие умение использовать средства создания выразительности. Например:

  1.  Измените предложение так, чтобы в нем был использован перифраз.

А.С.Пушкин испытывал особое отношение к Санкт-Петербургу.

2.  Перестройте предложение так, чтобы в нем была антитеза.

Иной раз любовь приносит человеку страдание.

3.  Измените предложение так, чтобы в нем была метафора.

Данко жертвует собственной жизнью ради спасения других людей.

Президент Русского общественного фонда имени А.И.Солженицына Н.Солженицына справедливо полагает: «У всех, кто живет в России, есть бесценные сокровища, которые нам оставили в наследство. Это русская литература». Воспитание ценностного отношения к литературе, развитие устойчивого интереса к чтению –  одна из приоритетных задач учителя. Именно поэтому расширяю список обязательной для прочтения  литературы, включая в него не только программные произведения. Среди них небольшие по объему, но глубокие по содержанию рассказы А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.П.Платонова, А.Алексина, А.Грина и т.д. Освоение не только фактуальной, но и концептуальной информации помогает учащимся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, присваивать их.

 

Итоговое сочинение в 11 классе – нововведение, продиктованное временем. Умение самостоятельно моделировать  устное и письменное высказывание (в том числе и сочинение) поможет будущему выпускнику осуществлять речевой самоконтроль, генерировать идеи, общаться с людьми, вести конструктивный диалог.

 

Список литературы

  1. Александров В.Н., Александрова О.И. Сочинение по литературе. – Березники. ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2014. 
  2. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Мальцева Л.И. Итоговое сочинение. Трудно? Легко! – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2015.
  4. Нарушевич А. Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе: учебно-методическое пособие / А. Г. Нарушевич, И. С. Нарушевич; под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2014.
  5. Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. – Вып.3: Русский язык и литература/ Научный редактор И.В.Мовнар. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005.
  6. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху: учебно-методическое пособие/Т.И.Павлова, Н.А.Раннева. – Ростов н/Д: Легион, 2011.
  7. Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2015.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт

Категория: Мои статьи | Добавил: дракула (14.04.2015) | Автор: dolga
Просмотров: 7735 | Рейтинг: 5.0/106
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск