Вторник, 24.01.2017, 18:09
Приветствую Вас Гость | RSS

403 кабинет

Статистика

Онлайн всего: 37
Гостей: 37
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Из опыта работы по использованию дистанционных технологий

Из опыта работы по использованию дистанционных технологий

в преподавании русского языка и литературы

Дрюпина Ольга Галиулловна, учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Кургана «СОШ №10»

Дистанционное образование позволяет

реализовать два основных принципа

современного образования – « образование

для всех» и «образование через всю жизнь».

В.А. Канаво

 

 

Использование дистанционных образовательных технологий – это не модное веяние времени, обусловленное появлением современных гаджетов, а значит, и новых возможностей коммуникации. На самом деле это качественно новый уровень взаимодействия между учителем и обучающимися. Современным обществом востребована активная личность, способная ориентироваться в бесконечном информационном потоке, готовая к непрерывному саморазвитию и самообразованию. В такой ситуации педагог получает новую роль – роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Обучающиеся получают возможность осуществлять оперативную связь, а преподаватель – оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и своевременно корректировать его работу.

Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умение: 1) вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах; 2) организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий; 3) использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему обучения состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.

Использование технологий дистанционного обучения даёт широкие возможности для управления учебной деятельностью школьников, формирует новый характер взаимодействия учителя и ученика (партнёрство, совместное решение учебных задач), новые формы

оперативного контроля учебной деятельности (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ обучающихся, создание электронного портфолио).

 

Дистанционное обучение школьников с ОВЗ

Особенно актуально дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие школьники могут обучаться на дому в удобное время и в оптимальном темпе, необходимо лишь владение элементарными навыками работы с компьютером. Личный опыт работы с обучающимися с ОВЗ подтверждает, что использование дистанционных технологий помогает индивидуализировать обучение, создать ситуацию успеха, обеспечить деятельностный подход, ориентировать на самообразование и саморазвитие.

Дистанционные уроки с детьми-инвалидами проводятся в режиме онлайн. Учебные занятия планируются таким образом, чтобы по возможности они были проведены в первой половине дня, во время наибольшей физической и умственной активности ребенка. Всегда четко обозначается время, когда ученик и учитель встречаются в Skype.

Также выделяется время на получение от ученика отсканированной копии домашнего задания, его проверки, сканирования проверенной работы и последующей отправки назад обучающемуся. Все отсканированные письменные работы хранятся в отдельных папках.

При планировании дистанционного урока учитываю, что осознание учеником изучения нового материала, его закрепление и т.д. будет происходить индивидуально, в зависимости от его подготовленности и обученности.

Процесс обучения состоит из следующих этапов: 1) получение новых знаний; 2) выполнение различных тренировочных заданий, упражнений с применением новых знаний; 3) обобщение и систематизация знаний.

На этапе получения новых знаний для более качественного запоминания учебного материала целесообразно использовать видеозаписи лекции, создавать видеоролики, анимационные ролики, организовать видеоконференцию, в рамках которой педагог излагает новый материал.

Применение новых знаний в практической деятельности можно реализовать в программах-тренажерах, играх. Использование функции «Демонстрация экрана» в рамках идивидуального занятия позволяет контролировать работу, выполняемую обучающимся.

Практика показывает, что в режиме Skype некоторые обучающиеся могут отвлекаться и даже сбивать темп учебного занятия. Для решения этих проблем целесообразно:

* давать учебный материал дозированно и с учетом индивидуального уровня подготовленности обучающихся;

* использовать разнообразные виды деятельности, менять их в рамках одного учебного занятия;

* чередовать материалы, содержащие звуковую и визуальную информацию;

* проводить физкультпаузы, зрительную гимнастику.

Стараюсь вовлечь родителей обучающихся в образовательный процесс, организую дистанционное общение с ними, осуществляю постоянную связь. Это способствует тому, что родители становятся единомышленниками и помощниками педагога.

В дистанционном режиме по электронной почте или через Skype осуществляю пересылку учебных материалов (текстовую информацию и видеоматериалы). Контролирую уровень усвоения учебного материала с помощью системы тестов и контрольных вопросов для обучающихся. Для этих целей использую возможности компьютерного тестирования и обработки результатов.

 

Применение дистанционных образовательных технологий способствует решению следующих задач:

* повышение учебной мотивации;

* развитие познавательной активности обучающихся через умение работать с различными дополнительными источниками информации, используя технические возможности компьютера и сети Интернет;

* стимулирование самостоятельности обучающихся в учебном процессе.

На уроках русского языка используются презентации, видеофильмы, аудиофайлы, разнообразные тесты, электронные учебники и тренажеры, звуковые диктанты, электронные энциклопедии, материалы лингвистических и литературоведческих сайтов и т.д. Вот некоторые примеры:

 

* Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех http://www.gramota.ru/

* Культура письменной речи http://gramma.ru/

* Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http://megabook.ru/

* Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050

* Электронная библиотека - тексты русской литературы http://public-library.narod.ru/

* Аптечка библиомана - страницы литераторов 

 

На уроках литературы часто показываю видеоматериалы в качестве иллюстраций к произведению, для сопоставления авторской и режиссёрской интерпретаций, для сравнения фрагментов художественного текста и видеофрагмента, для выполнения заданий на восстановление сюжетной линии произведения, а также для организации беседы по просмотренному эпизоду.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ дает большие возможности для проведения дистанционного урока русского языка и литературы на высоком уровне. Речь идет о разнообразных учебных модулях, для воспроизведения которых необходимо установить специальную программу – проигрыватель ресурсов  Использование предлагаемых модулей помогает провести полноценный урок со всеми необходимыми этапами.

В своей работе использую материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/:/ многоуровневые интерактивные таблицы, тесты, лингвистические загадки, иллюстрации к художественным произведениям, разнообразные задания по работе с текстом художественного произведения и т.д.

 

 

Использование дистанционных технологий в общеобразовательной школе

Представленная схема иллюстрирует систему работы по использованию дистанционных технологий в общеобразовательной школе:

    

 

Так, например, организуется индивидуальная целенаправленная подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Скриншоты страниц с результатами отправляются учителю по электронной почте, анализируются. Затем проводится индивидуальная коррекционная работа, способствующая устранению пробелов в знаниях обучающихся. Результаты итоговой аттестации подтверждают эффективность применения дистанционных технологий при подготовке к экзаменам.

Использование дистанционного обучения особенно эффективно в период карантина и в работе с обучающимися, пропустившими занятия по болезни. Так, например, в 11 классе организуется индивидуальная работа с авторскими материалами по подготовке к ЕГЭ по русскому языку на сайте http://russian2015.ucoz.com/  Выполненные задания отправляются для проверки на электронный адрес учителя.

              

В 5 классе предлагаются специально разработанные интерактивные тесты, результат выполнения которых виден сразу. Школьники делают снимок экрана (скриншот) с полученным результатом и отправляют его по электронной почте. Задание считается выполненным, если на скриншоте в полном объеме видна запрашиваемая учителем информация.

Грамотное сочетание дистанционных и здоровьесберегающих технологий дает очевидные результаты, главный из которых – повышение учебной мотивации. Надо отметить, что одной из особенностей дистанционного образования является возможность доработки выполненных индивидуальных заданий. Если обучающийся недостаточно хорошо выполнил задание, то учитель может вернуть его на доработку, указав на ошибки, которые необходимо исправить. Бесспорно, использование дистанционных образовательных технологий в традиционном обучении помогает создать атмосферу взаимного

сотрудничества, позволяет школьнику почувствовать поддержку со стороны педагога, способствует установлению более доверительных отношений между участниками образовательного процесса и, таким образом, индивидуализации обучения.

Дистанционные элективные курсы

Организация дополнительных элективных курсов в виде дистанционных продуктов дает возможность широкого доступа школьников к данному виду обучения. Личный опыт ведения элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» в рамках программы «Школа в школе» Курганской областной школы дистанционного обучения позволяет говорить об эффективности таких занятий.

Для организации обучения разработаны электронно-образовательные ресурсы, доступ к которым возможен с любого школьного или домашнего компьютера, подключенного к сети Интернет. На сайте школы в разделе «Информационная образовательная среда школы» размещаются учебные материалы элективных курсов. Кроме того, на сервере школы дистанционного обучения установлена программа для видеоконференцсвязи, которая позволяет учителю проводить видеоурок одновременно с 15-20 учащимися. Педагог и школьники видят и слышат друг друга, могут общаться в чате.

Занятия проходят во второй половине дня, после уроков. Элективные курсы проводятся один раз в неделю. Школьники учатся работать с разными источниками информации, применяют практические знания при выполнении различных учебных задач, развивают навыки самостоятельной работы. Если обучающийся в какой-то день по уважительной причине не вышел на занятие, он всегда может найти его в электронной образовательной среде и самостоятельно изучить материал. Контроль знаний осуществляется посредством выполнения тестовых заданий и итоговых проверочных работ. На этом этапе организуется взаимодействие участников образовательного процесса в офлайн режиме (электронная почта) и онлайн режиме (текстовая конференция, Skype).

Безусловно, в процессе занятий обучающиеся могут столкнуться с некоторыми техническими и психологическими трудностями, например, низкоскоростной Интернет, сбои в сети, неумение осуществлять самостоятельную учебную деятельность наравне с другими. В этом случае важно создать благоприятный микроклимат, а это зависит от профессиональной компетентности педагога. Поэтому стараюсь учитывать психологические особенности обучающихся, строить учебный процесс на основе принципов взаимоуважения и сотрудничества.

Опыт применения дистанционных технологий дает право говорить о ряде преимуществ такого обучения:

* доступность для обучающихся "перекрестной" информации, так как у них появляется возможность обращаться к альтернативным информационным источникам, используя технические возможности компьютера, ресурсы сети Интернет;

* индивидуализация процесса обучения, предполагающая организацию многопланового сопровождения и поддержки обучающихся со стороны учителя;

* повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданий для самоконтроля и т.п.;

* развитие творческого и интеллектуального потенциала школьников за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с современной компьютерной техникой, самостоятельно принимать ответственные решения;

* оперативное обновление методического сопровождения учебного процесса, так как содержание методических материалов на электронных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии.

Список литературы

1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2007.

2. Дроздецкая Г. В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 307-315.

3. Дистанционное обучение/ Учебное пособие под ред. Е.С.Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

4. Дистанционные образовательные технологии http://www.muh.ru/teaching/teaching_dot.php

5. Особенности организации дистанционных уроков. http://moodle.iktinfo.org.ru/mod/page/view.php?id=45

Категория: Мои статьи | Добавил: дракула (25.03.2016) | Автор: dolga
Просмотров: 1125 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск